Казак без веры – не казак. Проблемы воцерковления казаков
Иеромонах Викторин особо подчеркнул речь Святейшего Патриарха Кирилла, который открыл съезд: «Речь была такая зажигательная, что она прошла красной чертой по всему съезду. «Казак без веры – не казак» – это был основной лозунг речи Святейшего Патриарха». В речи каждого выступающего звучали эти слова – что остается главным нравственным принципом казачества.
Первый период восстановления казачества закончился. Сейчас определены войска, структура – начиная со станицы, отдела – до войска, где везде есть атаманы. Общественные организации казаков объединились в Союз казаков России – самую многочисленную организацию казаков. Реестровые казаки получили регистрацию в Минюсте. «Вся структура казачества восстановлена, но не воссоздана духовная составляющая казачества, – отметил о. Викторин. – Святейший Патриарх сказал, что казаки для него – это патриоты Отечества, которые готовы служить Богу и Отечеству. А нас священников Святейший Патриарх упрекнул в том, что мы на встречах с казаками служение Богу не ставим во главу угла».
О первых встречах с казачеством, когда только начиналось движение по возрождению казачества, о. Викторин вспомнил, что у священников было чувство растерянности: «Не знаешь – какую позицию принять, возглавить круг священник не может, поэтому первые годы было очень тяжело, - отметил о. Викторин. – Первые годы, да и сейчас бывает так, что все сводится к тому, что вначале на открытии круга – молитва, потом - на закрытии собрания. Где-то реплику вставишь. Но время и Святейший Патриарх от духовенства требует действий».
Необходимо спрашивать с каждого казака: соблюдает ли казак каноны Церкви, посещает - ли храм, участвует - ли в Церковных Таинствах – исповеди и причастии, воцерковлена – ли семья, как воспитываются дети – в вере Православной или нет.
«Доходит до того, - отметил о. Викторин, - принимаем человека в казаки и не спрашиваем – знает – ли он «Символ веры», «Отче наш». Бывает и нательных крестов не носят, живут в невенчанном браке. Мы не имеем права принимать таких людей в казачество. Ставится вопрос – чтобы священник препятствовал вступлению в казачества таким людям. Будучи на съезде мне было стыдно – потому что все это говорилось про нас».
О. Викторин также рассказал о служении казаков Отечеству. Для этого не нужно ждать военного времени. В мирное время есть с чем бороться – с бескультурьем, охранять памятники, поддерживать правопорядок вокруг православных храмов, защищать Церковь от нападок - когда пилят кресты, поругают святыни. «Сейчас идет не объявленная война, - говорит о. Викторин. – Необходимо защищать нравственность, традиции. Я все время думал на съезде – почему наши казаки не проявляют себя. Если их пригласишь на крестный ход – они как герои – стоят с хоругвями, а в обычной жизни их не видно. Они могли бы по воскресным дням дежурить вокруг Собора, я бы их не обидел и накормил и напоил, может и заплатил - бы. Но они не проявляют себя. У нас в Ижевске много памятных мест – памятник Дерябину на набережной Ижевского пруда, Михайловская колонна, памятник оружейникам. Это и есть служба для казачества».
Входя в казачество, люди шьют себе форму, покупают шашку. Однако это только внешние признаки казачества, а содержания как такового нет. Казачество, это, прежде всего – служение Богу и Отечеству. Казаки приходят в храм по приглашению, а без особого приглашения никого из них в храмах не видно – поделился своими переживаниями войсковой священник.
О. Викторин также отметил, что было очень полезно узнать опыт Епархий, где традиционно проживает казачества и особенно в регионах нетрадиционного проживания казачества, например – Кировская область.
Войсковой священник отметил, что на съезде поднимался вопрос о создании кадетских классов. Инициатива по созданию кадетских казачьих классов в последнее время ушла в общеобразовательную систему, где огульно выбирается класс и назначается кадетским. Опять же там не возникает вопрос воцерковленности детей.
Во многих Епархиях пришли к выводу, что кадетские казачьи классы необходимо создавать при церковных воскресных школах. В Свято-Михайловском Соборе Ижевска имеется такой положительный опыт. «При нашем Соборе было 60 казачат, все они были воцерковлены, - делится о. Викторин. – Из них сейчас несколько человек учатся в семинарии. Один стал священником. Но меня с этой инициативой отодвинули, отдали это в общеобразовательную систему. А ведь я был на правильном пути. На следующий год мы обязательно при Соборе создадим казачий кадетский класс».
Новостью для о. Викторина стала информация, прозвучавшая на съезде о двух семинариях на юге России (Кубанская и Ставропольская Епархия), где есть факультеты подготовки священников для окормления казачества.
В планах иеромонаха Викторина (Костенкова), войскового священника Верхнекамского отдельного казачьего округа после Рождественских праздников собрать казаков и атаманов в Свято-Михайловском Соборе на большой круг, где можно было бы обсудить проблемы, поднятые Святейшим Патриархом Кириллом на съезде казачьих духовников.
Подготовил Александр Чураков, "Православные Вести. Ижица"