Ижевская и Удмуртская епархия Русской Православной Церкви

В соборе совершены богослужения Недели второй Великого поста

26-27 марта 2016 года, в Неделю вторую Великого поста, которую  Святая Церковь посвятила памяти выдающегося подвижника и богослова Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, в соборе  прошли богослужения.

Всенощное бдение и Литургию в Михайловском соборе города Ижевска совершил ключарь собора священник Роман Воскресенских.

За всенощным бдением Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора. В воскресный день за Божественной литургией благочинному Ижевского округа священнику Роману Воскресенских сослужил иеромонах Даниил (Суздалев); диакон Алим Ситдиков и Сергий Артюшков. За богослужениями пел смешанный хор под управлением Елены Колесниковой.

О святителе Григории Паламе

Празднуя память святителя Григория Паламы во вторую неделю Великого поста, в то время как на Первой неделе празднуется Торжество Православия, Святая Церковь оценивает деятельность святителя подобно второй победе Православной веры, тем самым свидетельствуя о значении его трудов для Вселенского Православия. Святитель Григорий родился в конце XIII века в благочестивой аристократической семье. Его отец, Константин Палама, был сенатором императора Андронника II, при дворе которого Григорий получил воспитание и образование. Около 1316 г. Григорий решается оставить мир и стать монахом. Местом подвигов он избирает Афон, который в XIII веке уже стал широко известным духовным центром православного монашества, а также, благодаря научным богатствам монастырских библиотек, одним из важнейших интеллектуальных центров православного мира. На Афоне получил не только духовное воспитание, но и глубокое интеллектуальное образование в патристике и других богословских предметах. «Православия светильник, Церкви утверждение и учитель…» На Афоне Григорий следует практике исихастов – делателей Иисусовой молитвы. Традиция Иисусовой молитвы восходила к первым египетским монахам (конец III в.), к Евагрию Понтийскому (IV в.), к преп. Иоанну Лествичнику (VII в.) и к преп. Симеону Новому Богослову (948-1022). Впоследствии она раскрывается в трудах и жизни преп. Никифора Исихаста (XIII в.). В то время через своих учеников Григорий получает несколько трактатов Варлаама Калабрийца, ученого-богослова, получившего образование в латинских странах, но в противоположность Западному богословию жестко и решительно выступавшего против схоластических методов в богословии и любых попыток рационального познания Божества. Он был приверженцем и проповедником крайнего апофатического богословия, отрицающего любую возможность для человеческого разума постичь Божественные тайн, так как это познание предполагает единение с самой сущностью Божества. Варлаам отвергал способность человека к богопознанию, так как, по его мнению, причастие Божеству невозможно. В своих сочинениях калабриец нападал не только на Западных схоластов, но и на Восточных подвижников, в особенности исихастов, считая их молитвенные практики безумными и бессмысленными, а цель недостижимой. Однако Григорий решительно восстал против такого взгляда. Опираясь на огромный святоотеческий опыт, он написал несколько трудов, где доказал, что Бог может открываться людям и как человек может стать причастником Божества. Григорий писал, что человек является единым целым, единством духа, души и тела. При этом дух человека неотделим от жизни Самого Бога – от Духа Святого. Если человек отказывается от этого природного, естественного родства с Богом, то он подвергает себя смерти, теряет свою человечность. Ипостась Логоса принимает на себя человеческую природу, умирает, а затем воскресает из мертвых. Человеку открыто и нравственное учение, но достигнуть его человеческими силами невозможно. Спасение дается нам лишь через причастие Христу. Но что это за причастие? Причастие чему? Божественной природе? Или чему-то иному? Некоторые, отвечая на этот вопрос, утверждали, что человек действительно причащается Божественной природе, Божественной сущности. Св. Григорий Палама отвечал, что мы причащаемся особым Божественным энергиям. Лишь три Ипостаси Божества участвуют в Божественной сущности. Ни одна тварь, по определению, не в состоянии войти в сущность Божества, иначе она перестала бы быть тварью. Следовательно, обожение подразумевает благодать, или энергию Божества. Энергия – видимое проявление всякой природы. Нет предметов, не обладающих энергией; напротив, при отсутствии энергии перестает существовать и сам предмет. Природа Спасителя – Божественна, Его энергии божественны и нетварны. На Фаворской горе нетварный Свет Божества пронзает человеческую природу Иисуса, а после искупительной жертвы Спасителя он становится доступен каждому человеку, обращающему все свое существо, все свои силы к Созерцанию Божества. Божественность и есть нетварность, это качество, способное передаваться от одной природы к другой. Обожение означает процесс, когда тварь, причащаясь Богу, обретает «божественность», становится «нетварной», приобщается вечной жизни. Благодать не является чем-то внешним по отношению к Богу — она есть Сам Бог. Пребывая во Христе, мы тоже приобретаем божественную природу по благодати. Божественные энергии не сотворены, не сделаны из ничего, но вечно изливаются из самой сущности Пресвятой Троицы. Они являются в какой-то степени «переизбытком» Божественной природы, которая не может ограничить себя, которая больше, чем ее сущность. И стать причастником этой энергии призван каждый из нас. Впоследствии учение Григория вызвало многочисленные споры в церковной среде, было созвано несколько соборов Восточной церкви, на которых оно разбиралось, и в итоге на соборе 1351 г. в Константинополе было принято. В мае 1347 г. св. Григорий был хиротонисан в архиепископы города Фессалоники. Как пастырь он отличался добротой и состраданием. Его проповеди отличались ясностью, простотой и глубиной содержания. Святитель уделял много внимания социальным проблемам своей паствы. Св. Григорий скончался в Салониках 27 ноября 1359 г. Через 9 лет, в 1368 г., он был канонизирован Вселенским Патриархом Филофеем Коккином, его учеником и другом. В греческой Церкви практика петь службу святителю Григорию Паламе во Вторую неделю Великого поста возникла не ранее 2-й полвины XV века. В России эта практика распространилась после Церковной и богослужебной реформы, проведенной в соответствии с новыми греческими богослужебными книгами в XVII веке.

Таким образом, святитель Григорий внес неоценимый вклад в учение Восточной Православной церкви. Озаренный действием Святого Духа, святитель Григорий сумел постичь и раскрыть для нас великую тайну о том, каким образом человеческая личность, не теряя себя, способна к единению со своим создателем и Богом.